Оставайтесь там, где вы находитесь
Сегодня в четверть десятого утра, как раз тогда, когда Бхага - ван поднимался, чтобы идти на свою обычную утреннюю про - гулку, какой-то молодой человек, говорящий на телугу, подошёл к дивану и сказал: “Свами, я пришёл сюда, потому что хочу вы - полнять аскёзу (тапас), но не знаю подходящего места для это - го. Я пойду туда, куда Вы меня направите”. Бхагаван не ответил. Он наклонился, растирая ноги и колени, как он часто делал перед началом прогулки, из-за ревматизма, и спокойно улыбался себе. Мы, конечно, нетерпеливо ожидали, что он скажет. Моментом позже он взял посох, который брал с собой на прогулки для устойчивости, и, глядя на того молодого человека, сказал: “Как я могу сказать вам, куда направиться для выполнения тапаса? Лучше всего оставаться там, где вы нахо- дитесь”. И он вышел, улыбаясь. Тот молодой человек был смущён. “В чём смысл этого сове- та?” — воскликнул он. “Я думал, что он, будучи почтенным че- ловеком, захочет рассказать мне о некоторых святых местах, где бы я мог остановиться, но он вместо этого указывает мне оста- ваться там, где я нахожусь. Я сейчас около этого дивана. Значит ли это, что мне следует стоять здесь около дивана? Разве я по- дошёл к нему для получения такого ответа? Или это шутка?” Один из преданных вывел его из Холла и объяснил: «Даже когда Бхагаван говорит что-то в весёлом настроении, в этом всегда присутствует какой-то глубокий смысл. Чувство “я” воз- никает в Я человека. Тапас означает знание того, где находится Истинное Я, и пребывание в Нём. Для познания этого человек должен постичь, кем он является. А когда человек осознаёт своё Я, какое имеет значение, где он пребывает? Это то, что подразу- мевал Бхагаван». Он таким образом успокоил того молодого человека, и тот ушёл. Подобным образом, кто-то вчера спросил: “Свами, как мы можем найти Истинное Я (Атму)?” “Вы пребываете в Истинном Я. Какие могут быть трудности в нахождении Его?” — ответил Бхагаван. “Вы говорите, что я пребываю в Истинном Я, но где точно находится то Я?” — настаивал собеседник. “Если вы пребываете в Сердце и упорно ищете, то вы найдёте Его”, — последовал ответ. Собеседник всё ещё казался неудовлетворённым и сделал до- вольно любопытное наблюдение, что в его сердце нет места, где он мог бы пребывать. Бхагаван повернулся к одному из преданных, сидящему рядом, и, улыбаясь, сказал: «Смотрите, как он озабочен тем, где нахо- дится его Истинное Я! Что я могу сказать ему? То, что Существу- ет, — это Истинное Я. Оно охватывает всё. Когда я говорю ему, что оно именуется “Сердце”, он отвечает, что в нём нет места для его пребывания. Что могу я сделать? Говорить, что в сердце нет места после заполнения его совершенно ненужными васанами*, всё равно, что ворчать о нехватке места для сидения в доме огромном, как Ланка (остров Цейлон). Если весь тот хлам вы- бросить, то неужели места не будет? Тело само является хламом. Эти люди напоминают человека, который заполнил все комна- ты своего дома совершенно ненужным хламом, а потом жалу- ется, что в доме нет пространства для его тела. Точно так же они заполняют ум всеми видами впечатлений, а затем говорят, что в нём нет места для Истинного Я. Если все те ложные идеи и впечатления уничтожены и выброшены, остаётся только чув- ство изобилия, и оно есть Истинное Я Само. Тогда не будет такой вещи, как отдельное “я”; это будет состояние безэгост- ности. Где тогда вопрос о пространстве обитания или о каком- то обитателе в нём? Вместо поиска Истинного Я люди говорят: “Нет места! Нет места!”, как если бы вы закрыли глаза и кри- чали: “Нет солнца! Нет солнца!” Что можно сделать при таких обстоятельствах?»
Письма из Шри Раманашрама